Общественная палата
Волгоградской области

Сегодня, Понедельник

23 Апреля, 2018 г.

Проект федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

06.10.2016

Общественная независимая экспертиза проводилась 6 октября 2016 года.

Предлагаемые в соответствии с положениями законопроекта меры  будут способствовать привлечению частных организаций (юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ) в сферу предоставления социальных услуг и созданию в ней конкурентной среды. 

Предлагаемый законопроект будет способствовать вовлечению    негосударственных организаций,  физических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства  в сферу оказания государственных услуг по новой форме путем заключения государственного (муниципального) заказа.

При принятии указанного законопроекта расширится перечень субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги населению, более того, заказчик услуг будет для исполнителя более привлекателен, чем иные субъекты.

Более того, предлагаемые положения законопроекта будут способствовать развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, поскольку порядок заключения договоров на государственные муниципальные услуги  в форме государственного муниципального заказа будет способствовать снижению стоимости услуг. Качество выполнения социальных услуг их исполнителями будет высокое, поскольку при наличии нескольких лиц, оказывающих услуги, исполнитель государственного (муниципального) заказа будет заинтересован в продолжении с ним отношений со стороны платежеспособного заказчика. 

По мнению членов Общественной палаты, принятие законопроекта в незначительной мере отразиться на финансовом положении государственных (муниципальных) учреждений, предоставляющих  ГМУ в социальной сфере,  на их деятельности, поскольку основная масса услуг все-таки будет оказываться государственными учреждениями. К иным исполнителям, по нашему мнению,  «отойдут» только специфические  услуги. В создавшейся ситуации, качество оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями услуг населению повыситься.

Предложенные в законопроекте способы отбора исполнителей услуг (проведение конкурса на заключение соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионного соглашения, отбор по сертификату, конкурс (аукцион) на заключение договора об оказании услуг в социальной сфере) частично в той или иной форме существуют, применяются, а, следовательно, особых рисков при их применении не создадут.

Полагаем, что в начальной стадии исполнения закона для  некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг возможно возникновение определенных сложностей в период их отбора как потенциальных исполнителей услуги, поскольку возникнет необходимость в формировании квалифицированного кадрового состава и специалистов определенного профиля. В связи с чем, считаем, что даже на начальной стадии отбора исполнителей услуги должен быть проверен профессиональный уровень сотрудников потенциального исполнителя ГМУ.  Вместе с тем, та же ситуация будет стимулировать потенциального исполнителя услуги на формирование кадрового состава из высококвалифицированных специалистов, а также, к созданию новых рабочих мест.

Предлагаемый  в законопроекте порядок отбора государственного (муниципального) заказа в социальной сфере соответствует принципам антимонопольного законодательства.

Принятие  законопроекта в представляемой редакции позволит    обеспечить поэтапный доступ социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, которые выделяются на предоставление социальных услуг населению, исходя из целесообразности доведения СО НКО до 10 процентов бюджетных средств, предусмотренных на реализацию соответствующих программ субъектов Российской Федерации (перечень поручений Президента Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № Пр-2508 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г.).

В настоящее время не усматривается необходимость внедрения дополнительных мер, регулирующих формирование и исполнение государственного заказа на оказание услуг в социальной сфере.

В законопроекте противоречий  Гражданскому кодексу Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации, федеральным законам от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др.) не усматривается.

Качество проработки законопроекта хорошее, правовые пробелы, т.е. вопросы, понятия и процедуры, требующие урегулирования, но не получившие своего отражения в законопроекте не просматриваются.  По нашему мнению представленная редакция законопроекта является  достаточной для регулирования правоотношений в обсуждаемой сфере оказания услуг.

Наличие коррупциогенных факторов в представленном законопроекте не усматривается.

При обсуждении законопроекта считаем необходимым обратить внимание на положения п.6 ст. 3  законопроекта, в котором указывается на возможность уполномоченного органа при  формировании  государственного (муниципального) заказа  устанавливать допустимые отклонения от показателей качества оказываемой услуги.  Полагаем, что в данном случае уполномоченный орган не вправе произвольно менять качество оказываемой услуги, поскольку на каждый вид услуги (качество ее исполнения, объем и т.д.) установлены определенные стандарты. Произвольное отклонение от принятых стандартов приведет к ухудшению качества оказываемой услуги, оказываемой потребителю услуги, либо сделает ее ненужной потребителю.  

Дополнительно обращаем внимание на наличие описок в представленном законопроекте.

Общественная палата Волгоградской области принятие проекта федерального закона «О государственном (муниципальном)  заказе на оказание  государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поддерживает.


Возврат к списку