Общественная палата
Волгоградской области

Сегодня, Понедельник

19 Августа, 2019 г.

Проект Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

17.05.2016

Общественная экспертная оценка проводилась 17 мая 2016 года.

Проект федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя” разработан во исполнение ряда поручений Президента РФ, касающихся подготовки предложений о совершенствовании механизма обеспечения права работников на получение причитающейся им заработной платы в случае банкротства работодателя.

В настоящее время, согласно нормам законодательства о банкротстве, требования кредиторов об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, удовлетворяются лишь во вторую очередь, т.е. после удовлетворения требований по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и так далее.

Буквально это означает, что довольно часто по завершении конкурсного производства задолженность работодателя по выплате работникам заработной платы может оставаться непогашенной, что напрямую противоречит статье 130 Трудового кодекса, провозглашающей принцип обеспечения получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами.

В связи с этим, существующие меры, предусмотренные законом о банкротстве, не обеспечивают полноценную защиту интересов работников должника-работодателя, а банкротство работодателя, в подавляющем большинстве случаев,  влечет за собой утрату работником причитающегося ему заработка и, как следствие, - потерю средств к существованию.

Исправить подобное положение вещей как раз и призван разработанный проект закона, предусматривающий страхование риска потери работниками заработка по вине работодателя. По смыслу законопроекта, его принятие позволит улучшить социальное положение граждан и повысить гарантии защиты прав работников путем выплаты им части задолженности по заработной плате в случае неплатежеспособности работодателя до завершения соответствующей процедуры банкротства.

Финансовое обеспечение расходов на выплату данного страхового обеспечения застрахованным лицам будет осуществляться за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации,  формируемых от уплаты страховых взносов на данный вид обязательного социального страхования.

На первый взгляд, инициатива чиновников носит ярко выраженный социальный характер и представляет реальный механизм финансовой поддержки граждан, лишившихся работы. В то же самое время, результаты реализации закона могут носить и откровенно отрицательный характер, так как проект закона недостаточно проработан, что затруднит его применение, более того,  сомнителен   сам принцип, положенный в основу нового вида обязательного соцстрахования. А именно, проблемы, связанные с деятельностью недобросовестных работодателей в очередной раз пытаются разрешить за счет работодателей добросовестных, что представляется не совсем правильным.

Так, согласно проекту закона, работодателям придется отчислять во внебюджетные фонды гораздо больше средств, нежели чем сейчас.

Также, помимо финансовой нагрузки, возрастет и административная нагрузка на бизнес. Так, юрлица и ИП обязуются регистрироваться в территориальном органе страховщика, вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам, выполнять требования территориальных органов страховщика, предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с начислением, уплатой страховых взносов, предъявлять документы, являющиеся основанием для назначения страхового обеспечения и так далее.

При этом, и сами работники от введения нового страхования мало что получат, поскольку, на страховку в случае банкротства смогут рассчитывать работники не всех предприятий и учреждений, так как по новым правилам плательщиками страховых взносов по данному виду страхования будут признаваться организации и индивидуальные предприниматели, которые могут быть признаны банкротами в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Кроме того, получить страховку смогут даже не все граждане, работающие у частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, в соответствии с законопроектом объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя будут признаваться далеко не все выплаты, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.  Согласно документу, объектом страхования выступает лишь заработная плата застрахованного лица, а все  иные виды выплат и вознаграждении,  пособия объектом страхования не являются.

Более того, все, кто работают не по трудовых договорам, страховых выплат не получат.

По мнению членов Общественной палаты Волгоградской области, предложенный проект закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (1) не обеспечит правовую защиту интересов работников в полном объеме, так как: страховой случай наступит только после начала процедур несостоятельности (банкротства) предприятия (процесс достаточно длительный);  страховое обеспечение по страхованию заработной платы осуществляется только за три последних месяца; при начислении заработной платы по «серым схемам», страховые выплаты будут минимальными и не обеспечат финансовой безопасности работников; вопросы начисления и выплаты заработной платы не входят в компетенцию страховщика, что может повлечь за собой возможность совершения правонарушений; психологическая разочарованность работника при получении страховой компенсации и, как следствие этого,  социальный протест.

Общественная палата Волгоградской области принятие проекта  Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не поддержала.

Соответственно, в связи с тем, что указанный выше законопроект не был поддержан, то не нашел поддержки у членов Общественной палаты и проект закона «О внесении изменения в Налоговой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Возврат к списку