Общественная палата
Волгоградской области

Сегодня, Воскресенье

16 Декабря, 2018 г.

Татьяна Гензе: «Большинство обращений, поступающих в Общественную палату от жителей нашего региона, касаются вопросов ЖКХ»

22 Ноября 2018, 15:46

Анализ обращений граждан в адрес Общественной палаты за последние три года показал, что 72 % всех обращений касаются вопросов жилищно-коммунального хозяйства. Об этом, в ходе своего выступления на комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Волгоградской области, заявила председатель региональной Общественной палаты Татьяна Гензе.

Заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Волгоградской области по вопросу «Общественного контроля по противодействию коррупции в сфере жилищно-коммунального хозяйства» состоялось накануне, 21 ноября. Ниже мы приводим полное выступление председателя Общественной палаты Волгоградской области Татьяны Гензе.

«Общественный контроль по противодействию коррупции во всех сферах деятельности является одним из основных принципов взаимодействия общества и органов власти.

Законодательство Российской Федерации позволяет проводить работу в данном направлении системно и целенаправленно.

Федеральным законом «Об основных принципах работы общественных палат субъектов» полномочиями по проведению общественного контроля в регионах наделены Общественные палаты и общественные советы. Данные полномочия закреплены и в соответствующем региональном законе – 82- ОД.

При органах исполнительной власти региона созданы и действуют общественные советы, задача которых обеспечить взаимодействие власти и общества, в состав которых входят члены Общественной палаты Волгоградской области, а некоторые из советов и возглавляют.

Вопрос, рассматриваемый на комиссии сегодня, очень актуален. Анализ обращений граждан в адрес Общественной палаты за последние три года показал, что 72 % всех обращений касаются вопросов ЖКХ.

Наиболее часто встречающиеся факты, указанные в обращениях граждан, касающиеся проявления коррупции в сфере ЖКХ:

- нецелевое, необоснованное расходование Управляющими компаниями денежных средств собственников жилых и нежилых помещений;

- неэффективное расходование средств, поступающих для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;

- завышение тарифов по оплате за ЖКУ;

- низкое качество оказываемых коммунальных услуг управляющими компаниями;

- формальный подход со стороны должностных лиц жилищной инспекции к исполнению обязанностей;

- получение взяток должностными лицами за формальное проведение проверок;

- фальсификация протоколов по выбору управляющих компаний, ряд других фактов.

При работе с жалобами выясняется отсутствие, либо недостаточная работа с населением, направленная на информирование об изменениях в порядке оказания услуг, разъяснение действующих норм. Проведение работ по умолчанию, вывешивание объявлений от управляющих компаний (УК) у жителей вызывает недовольство, и, соответственно, порождает обращения в разные инстанции. Конечно, здесь присутствует и определенная малограмотность жителей в вопросах ЖКХ, и надежда, что «сверху» заставят исполнить должным образом обязанности управляющую кампанию, приводит к тому, что одни не делают, вторые не довольны.

И только благодаря совместной деятельности можно исправить ситуацию и положительно решать вопросы. Одним их ярких примеров противодействия коррупции можно назвать проведение благоустройства придомовых территорий. Сначала обсудили с жителями, включили их в открытый диалог, выслушали, а потом начали делать. Этот процесс удалось сдвинуть с мертвого места в многоквартирных домах и есть определенный результат.

Часто встречающиеся обращения:

1.                      О проведении капремонта многоквартирных домов (МКД):

- перенос сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома, определение вида работ, выбор подрядчика, сроки выполнения работ, отсутствие контроля за проведением работ и их качество. Все эти обращения возникают по причине отсутствия взаимодействия с жителями. И в продолжение проблемы – договоры субподряда, а по факту выполнение работ малочисленной группой жителей из стран ближнего зарубежья. В результате сорваны сроки выполнения работ, верхние этажи были залиты дождем, испорчен ремонт в квартирах. Только после жалоб ситуация изменилась положительно для граждан.

2.                        На качество проводимого капитального ремонта многоквартирных домов:

- не секрет, что для проведения ремонта нанимаются подрядные организации, не имеющие соответствующий опыт работы в этой отрасли. В результате чего, недостатки в ремонте приходится устранять другим подрядным организациям, дополнительно расходовать денежные средства собственников жилых помещений. Более того, весь капитальный ремонт МКД сводится к оштукатуриванию фасадов домов, замене окон в подъезде, латанию кровли. При этом, другое общее имущество многоквартирных домов, имеющее значительный процент износа, не ремонтируется, а также не производится его замена. В частности, речь идет о замене канализации, систем отопления и другого имущества, которое течет, ломается, крошится. После проведения «капитального ремонта» дома, в дальнейшем производится «текущий ремонт» указанного имущества. На проведение ремонта дома затрачиваются дополнительные денежные средства, фактически дом ремонтируется не только дважды, но и трижды и более.

Собственники жилых помещений в МКД лишены возможности контролировать качество, ход выполнения работ, затраты на проведение ремонта. А самое главное, жильцы не могут участвовать в выборе перечня работ. За них это решает управляющая кампания, формально выполняя свои обязанности по проведению общедомовых собраний. Наибольшее количество жалоб на качество проведенного капитального ремонта поступает от жителей Тракторозаводского района города Волгограда.

3.                      Протоколы выборов управляющей компании являются поддельными. В последнее время наибольшее количество таких жалоб поступило от жителей Краснооктябрьского района Волгограда и жителей г. Волжского. Таким образом, управляющие компании незаконным путем возлагают на себя функции посредников по распределению денежных средств, поступающих от собственников жилых помещений между ресурсоснабжающими организациями. При этом, поступающие денежные средства распределяются в первую очередь себе, и только потом другим организациям. Принцип пропорциональности распределения денежных средств не соблюдается, а при наличии задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) диспропорция становится очевидной.

4.                      Качество оказываемых ЖКУ, несоблюдение периодичности оказания услуг, включению в оплату услуг, которые никогда не оказывались и не будут оказаны собственникам жилых помещений в МКД.

Так, в частности, в зимний период времени поступали жалобы на то, что снег на придомовой территории не убирался, в результате образовывалась наледь на крыльце и тротуарах. Указанные жалобы поступали со всех районов Волгоградской области и города (от жителей Краснооктябрьского, Тракторозаводского, Кировского и Советского районов г. Волгограда).

Указанные дома были построены в 50-х годах прошлого века, капитальный ремонт в домах не проводился, окна в деревянных рамах и цементный пол в подъездах не ремонтировались и находятся в плачевном состоянии. Тем не менее, в оплату ЖКУ включаются услуги за мытье выбитых окон, разрушенных полов.

Оплачивая услуги на внутридомовые нужды жильцы не получают услуг определенных договорами. Не проводится по графику, даже при их наличии, уборка подъездов, замена лампочек. Управляющие компании работают плохо, общественный контроль, проводимый Общественной палатой с привлечением общественников и жителей, подтверждает и выявляет новые факты недобросовестного выполнения обязательств, взятых на себя УК. Однако нет возможности проверить каждый подъезд, не все жители официально подают жалобы. Еще одна проблема, возникающая у жителей при письменных обращениях – факты банальных отписок. А при устных обращениях были установлены факты хамского поведения со стороны работников УК.

5.                  Фактическое количество установленных мусорных баков расходится с расчетным количеством, представленным для оплаты ЖКУ. Только после принятия на контроль жалобы Общественной палатой, управляющей компанией были установлены дополнительные контейнеры для сбора мусора.

6.                      Установка с целью экономии оплаты ЖКУ индивидуальных приборов учета на отопление в квартирах МКД. В результате, управляющие компании проигнорировали все доводы граждан и продолжали начислять собственникам жилых помещений оплату за отопление исходя из площади квартиры. Таким образом, гражданам, понесшим расходы на индивидуальное отопление квартиры, были выставлены счета на оплату услуги, которой они не пользовались. При этом в адрес граждан и Общественной палаты направлялись формальные отписки. В результате на защиту прав граждан в споре с управляющими компаниями встал только Верховный суд РФ.

В ходе проведения выездных заседаний Общественной палатой Волгоградской области было установлено, что большинство вопросов и жалоб граждан возможно было рассмотреть своевременно и на месте, не допустив совершения поступков, содержащих признаки коррупции.

В соответствии с поручением Губернатора о проведении разъяснительной кампании по вопросам тарифного регулирования, платы за жилищно-коммунальные услуги и содержания жилищного фонда в муниципальных районах и городских округах Волгоградской области в целях повышения уровня информированности населения Волгоградской области в вопросах тарифного регулирования, формирования платы за жилищно-коммунальные услуги и содержания жилищного фонда Общественная палата Волгоградской области совместно с комитетами тарифного регулирования Волгоградской области, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, инспекцией государственного жилищного надзора (ИГЖН) в составе межведомственной рабочей группы, в соответствии с утвержденным графиком в период с июня по октябрь провели выезды в районы и городские округа Волгоградской области.

На расширенном заседании Общественной палаты Волгоградской области с представителями Общественных советов и депутатов Волгоградской областной Думы был рассмотрен вопрос об итогах и особенностях тарифного регулирования на 2018 год, полномочиях регионального регулятора по отраслям ЖКХ, транспорта и иных сфер.

В этот же период, были проведены круглые столы по вопросам тарифного регулирования, реализации концессионных соглашений в коммунальном комплексе, стоимости технологического присоединения к сетям коммунальной инфраструктуры.

Члены Общественной палаты приняли участие в телевизионных передачах, посвященных вопросам тарифообразования на коммунальные услуги и о проведении широкомасштабной разъяснительной кампании для населения Волгоградской области: программе "Скажите честно" на телеканале "МТВ", "Вести-Волгоград, "Интервью" на телеканале "Волгоград-ТРВ", "Вести. Итоги дня", "Актуальное интервью". В программе "ЖКХ. Ваши права" на телеканале "Волгоград-ТРВ" в рубрике "Важно знать" периодически, с мая по сентябрь текущего года, с участием сотрудников комитета тарифного регулирования Волгоградской области обсуждались вопросы формирования платы граждан за коммунальные услуги. Публикации о разъяснительной кампании по вопросам тарифного регулирования вышли во всех районных средствах массовой информации.

Для наибольшего охвата граждан администрации муниципальных районов и городских округов проводили извещение граждан и организаций о времени, цели и тематике предстоящей встречи через местные средства массовой информации.

В соответствии с программой разъяснительной компании работа была построена в два этапа:

1 этап (продолжительность от 3-4 час.) – проведение встречи с гражданами, выступления с докладами и ответы на вопросы населения, выезды по адресам, указанным жителями во время встречи при рассмотрении заданных вопросов;

2 этап (продолжительно от 1-2 час.) – проведение совещания с представителями администраций районов и поселений, ресурсоснабжающих организаций, где обсуждались вопросы граждан. Ознакомление с процедурами тарифного регулирования, с ключевыми показателями по развитию конкуренции, а также требованиями к формированию производственных и инвестиционных программ, переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.

В настоящее время запланировано участие представителей Общественной палаты Волгоградской области в работе экспертного совета комитета тарифного регулирования Волгоградской области по утверждению тарифа на услугу по обращению с ТКО. Это нужно для дальнейшего совместного активного участия в разъяснительной компании по данному вопросу.

На заседания экспертных советов будут приглашаться граждане, члены советов многоквартирных домов, ТОСов, ТСЖ, СОНТ, депутаты районных дум, представители СМИ и общественных объединений для обсуждения проблемных вопросов в области тарифного построения для действующих ресурсоснабжающих организаций, вызывающих напряжение и непонимание на данных территориях.

Отмечу, что встречи в муниципальных районах показали отсутствие системной работы с жителями по вопросам ЖКХ.

Не везде работают общественные советы при главах муниципальных образований, которые могли бы рассмотреть наиболее актуальные и острые вопросы, связанные с деятельностью организаций и должностных лиц в сфере ЖКХ.

Считаю, что необходимо на постоянной основе проводить правовое обучение граждан, в том числе, в части противодействия коррупции в сфере ЖКХ».

Поделиться