Общественная палата
Волгоградской области

Сегодня, Среда

20 Июня, 2018 г.

Татьяна Гензе: «Общественная палата обеспечивает прозрачность работы органов власти»

28 Декабря 2017, 17:42

Председатель Общественной палаты Волгоградской области Татьяна Гензе выступила на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Волгоградском регионе. Общественница рассказала о том, как Общественная палата совместно с другими институтами гражданского общества реализуют антикоррупционную политику.

Публикуем доклад председателя Общественной палаты.    

«Уважаемые коллеги! Тема, которая вынесена на обсуждение комиссии очень актуальна. Вовлеченность институтов гражданского общества необходима для реализации антикоррупционной политики на территории Волгоградской области.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Ключевым понятием гражданского общества являются институты.

Институты гражданского общества - это совокупность негосударственных структур и создаваемых ими учреждений, которые в своем единстве характеризуют гражданскую жизнь общества. Другими словами, институты гражданского общества — это политические партии, общественные организации, неправительственные, некоммерческие организации и другие виды объединения граждан. В Волгоградской области зарегистрировано более 4,5 тысяч организаций.  

Одной из существенных проблем наших дней является коррупция. Так как гражданское общество уделяет внимание существующим проблемам, то и коррупцию оно не может обойти стороной и роль гражданского общества в борьбе с коррупцией также заключается в помощи государству, которое борется с взяточничеством и хищениями.

Представляя на данном заседании комиссии один из институтов гражданского общества – Общественную палату Волгоградской области, в докладе буду акцентировать внимание на основных методах реализации антикоррупционной политики в Волгоградской области Общественной палатой во взаимодействии с различными институтами гражданского общества.

В настоящее время задачи, решаемые Общественной палатой Волгоградской области во взаимодействии с институтами гражданского общества по противодействию коррупции, заключаются в: 

1) обеспечении прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (через представителя Общественной палаты в Волгоградской областной Думе, представителей в общественных советах федеральных и региональных органах власти);

2) координации усилий по общественному контролю совместно с общественными организациями и экспертами по основным направлениям мониторинга законодательства и заявлениям граждан;

3) обязательной экспертизе проектов и принятых законов и подзаконных правовых актов; 

4) привлечении СМИ к формированию в обществе антикоррупционного мировоззрения, борьбы с коррупцией в разных сферах жизни;

5) поддержке общественных организаций в действиях против коррупции и защите конституционных прав и законных интересов граждан.

 Для решения указанных задач разработан и утвержден Постановлением Губернатора порядок формирования Общественных советов при органах государственной власти в Волгоградской области, которые должны вести непрерывный мониторинг их деятельности и препятствовать коррупции.

Общественной палатой Волгоградской области в 2017 году осуществлены выезды в Михайловский, Камышинский, Калачевский и Дубовский муниципальные районы Волгоградской области на предмет взаимодействия Общественных советов и глав муниципальных районов.

В ходе проведенной проверки было установлено, что существующий Регламент часто нарушается в связи со стремлением властей включить в их состав муниципальных служащих и действующих руководителей учреждений, которые не могут состоять в них по действующему федеральному и региональному законодательству.

В работе уже сформированных советов наблюдается волокита, дезинформация об их работе, что в свою очередь снижает уровень эффективности общественного контроля через сеть данных советов, что требует срочного исправления.

В связи с этим, Общественной палатой Волгоградской области подготовлены Рекомендации по единому принципу формирования Общественных советов с участием представителей общественных институтов, которые проходят экспертизу.

Организация работы по противодействию коррупции в Общественной палате Волгоградской области сосредоточена на анализе деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в Волгоградской области в целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, антикоррупционной экспертизе законодательства.  

Так, в Общественной палате Волгоградской области  работают 9 профильных комиссий и 34 эксперта, аккредитованы некоммерческие организации, через которые в соответствии с вмененными функциями ведется  мониторинг реализации антикоррупционных мероприятий органами власти, включивший направления: мониторинг принятия государственными и муниципальными органами, иными организациями планов и программ противодействия коррупции;  мониторинг официальных сайтов субфедеральных органов исполнительной власти на предмет соблюдения единых требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов субфедеральных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции; мониторинг эффективности организации и проведения в субъекте Федерации антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Индикаторами анализа состояния и оценки коррупции в регионе стали: число выявленных коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; оценка гражданами уровня информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления; уровень удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг (по данным социологических исследований); оценка уровня готовности населения совершать коррупционные поступки в различных ситуациях (по данным социологических исследований); рост числа публикаций по теме коррупции и противодействия коррупции, размещенных в средствах массовой информации; применение антикоррупционных стандартов, ограничений, запретов, предусмотренных федеральными законами.

Представленные в комиссию доклады подтверждают эффективность антикоррупционной экспертизы законодательства и мер, принятых со стороны Прокуратуры и ГУМВД РФ по Волгоградской области.

Региональный мониторинг коррупционных проявлений в 2017 г. с участием  институтов гражданского общества  проводился по следующим конкретным аспектам:  реализация социальных задач; доступность, прозрачность и достоверность работы учреждений образования;  открытость, процесс модернизации системы здравоохранения; состоянию и ремонту дорожно-транспортных сетей Волгоградской области;   водохозяйственному режиму и состоянию Волго-Ахтубинской поймы; по проблемам ЖКХ;  проведению конкурсов премий и грантов Волгоградской области в сфере науки и техники, в сфере культуры и искусства, для СМИ и НКО.

Итоги обсуждены в Общественной палате Волгоградской области с участием общественных организаций и заинтересованных граждан, органов власти Волгоградской области на заседаниях Совета палаты, расширенных заседаниях профильных комиссий, круглых столах.

По всем обсуждаемым вопросам выработаны рекомендации, которые были направлены в адрес органов власти и государственных учреждений.

В рамках общественного контроля Общественной палатой Волгоградской области проведено 27 правовых экспертизы законопроектов на предмет коррупциогенной составляющей (19 законопроектов РФ и 8 законопроектов Волгоградской области).

Общественной палатой Волгоградской области 21.06.2017 г.  проведено расширенное заседание комиссии по АПК, государственному и муниципальному управлению, развитию сельских территорий и земельных отношений по обсуждению необходимости внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»». С 2015 года мы ежегодно мониторим положения о закупках для органов власти всех уровней, определяя уровень цен для этих закупок.

Обеспечение информационной открытости объектов контроля – органов власти на всех уровнях, государственных компаний и бюджетных организаций является ключевым условием общественного контроля.

Информационная открытость в сегодняшних условиях включает в себя, в первую очередь, ресурсы Internet, содержащие адекватную и актуальную информацию, как по предметам ведения соответствующих органов, так и по тематике противодействия коррупции. В Волгоградской области эта открытость явно недостаточна, слабо информируются заинтересованные граждане о действиях органов исполнительной власти, процессах модернизации или реструктуризации, процедурах и акциях в рамках отдельных сфер и отраслей, что отражено в обращениях, поступающих в Общественную палату Волгоградской области от организаций, объединений граждан и отдельных жителей Волгограда и Волгоградской области. Отсутствие информации побуждает граждан обращаться письменно с жалобами.

Сайты отдельных муниципальных образований в 2017 г. часто пустовали, отставали от событий, информацию содержали неточную, фрагментарную, неактуальную, порой не имеют информацию   накопительного характера и нужных ссылок.   Отсутствует или недостоверна информация о составе и работе ряда Общественных советов при органах власти. Вместе с тем следует отметить очень хорошие сайты общественных советов при комитете здравоохранения Волгоградской области, а также при ГУ МВД РФ по Волгоградской области.

С целью выявления, профилактики и преодоления коррупционных действий на дополнительных выборах депутатов Волгоградской областной Думы по Среднеахтубинскому одномандатному округу №9 и Дзержинскому одномандатному избирательному округу №15, состоявшихся 10 сентября 2017 г.  заключено Соглашение о взаимодействии между Общественной палатой Волгоградской области и Избирательной комиссией Волгоградской области (ИКВО) о создании Общественного штаба выборов на период подготовки и проведения данных выборов, в который вошли представители Общественной палаты Волгоградской области и представители общественных организаций. Мы будем продолжать эту работу. Так 5 декабря этого года Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который наделяет Общественную палату РФ и региональные Общественные палаты правом назначать наблюдателей в избирательные комиссии, которые будут следить за порядком во время голосования.

По результатам проведенного Общественной палатой мониторинга отмечено, что необходимо принять неотложные меры перспективного характера для дальнейшего укрепления правовой, организационной и информационной основ общественного контроля в Волгоградской области как со стороны Общественной палаты области, так и со стороны различных институтов гражданского общества, действующих на территории Волгоградской области.

Общественная палата Волгоградской области обобщив результаты мониторинга, считает необходимым усилить в информационном поле Волгоградской области внимания органов государственной власти и всех институтов гражданского общества к формированию в обществе антикоррупционного мировоззрения, раскрывать проблемы борьбы с коррупцией в разных сферах жизни; поддержке общественных организаций в действиях против коррупции и защите конституционных прав и законных интересов граждан».    

Поделиться