Общественная палата
Волгоградской области

Сегодня, Пятница

23 Августа, 2019 г.

О необходимости внесения изменений в Федеральное законодательство заявили общественники Волгоградской области на селекторном совещании с Общественной палатой Российской Федерации.

17 Февраля 2017, 18:00

Общественники Волгоградской области приняли участие в селекторном совещании, организованном Общественной палатой Российской с Общественными палатами субъектов Российской Федерации. 

В ходе проведения круглого стола общественники субъектов Российской Федерации, в том числе и члены Общественной палаты Волгоградской области разделили общее мнение о том, что  назрела необходимость внесения изменений в законодательство, регулирующее порядок  отобрания  ребенка при  непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью и положения законодательства об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Общественная палата Волгоградской области поддержала позицию о том, что при непосредственной и реальной угрозе жизни и здоровью ребенка единственным органом, уполномоченным осуществлять отобрание ребенка у родителей и иных законных представителей, должны быть сотрудники полиции. При длящейся угрозе жизни и здоровью ребенка отобрание ребенка должно производиться только на основании постановления суда.

Общественная палата Волгоградской области еще в сентябре  2016 года выступила с инициативой о внесении изменений в положения статьи 22 части  4 Федерального закона РФ от  24.06.1999г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", и такое предложение  нашло поддержку не только у представителей законодательной и исполнительной власти Волгоградской области, но и у члена  Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по поддержке детей, семьи и материнства Юлии Зимовой.

Согласно положениям указанного закона,  должностное лицо Органов внутренних дел вправе вынести постановление о помещении несовершеннолетнего  ребенка в  Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП)  на срок не более 48 часов с целью предотвращения совершения им повторного правонарушения.  В дальнейшем, должностное лицо обязано обратиться в суд с постановлением о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в ЦВИНПе до 30 суток.

По мнению Общественной палаты Волгоградской области, законодательством не определены: признаки, свидетельствующие о том, что несовершеннолетний имеет намерение совершить правонарушение; не определен перечень документов, характеризующих ребенка и его семью; не определен возраст несовершеннолетнего, который может быть помещен в ЦВСНП. Фактически, закон предоставляет должностному лицу ОВД во внесудебном порядке разлучить ребенка с семьей, ограничить его в свободе передвижения, нанести ребенку глубокую психологическую травму.

Общественной палатой Волгоградской области предложено либо полностью лишить должностное лицо ОВД МВД России права выносить указанные постановления, либо существенно ограничить указанное право законом. 

В частности, по мнению общественников, в закон необходимо внести следующие поправки:

- установить, что  возраст ребенка, которого можно поместить в ЦВСНП по постановлению должностного лица – 10 лет;  

- что при решении вопроса должностное лицо обязано истребовать сведения о состоянии здоровья ребенка, сведения о ранее совершенных им общественно опасных деяниях, о нахождении ребенка на учете у инспектора по делам несовершеннолетних, о нахождении на учете в комиссии по делам несовершеннолетних семьи несовершеннолетнего, характеризующий  материал на ребенка и его родителей, а самое главное - наличие  достоверных и объективных данных о том, что ребенок готовиться совершить правонарушение повторно.

Необходимо законодательно закрепить  обязанность должностного лица вручить законному представителю несовершеннолетнего копии Постановления с разъяснением порядка и срока его обжалования в суде.

В ином случае помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП по постановлению должностного лица ОВД МВД России будет являться не мерой воспитания подростка, а карательной мерой, принимаемой в отношении несовершеннолетнего.

 

В ходе проведения селекторного совещания директор Департамента демографической политики и социальной защиты Министерства труда РФ Светлана Петрова обратила внимание участников круглого стола на тот факт, что  существенной проблемой сегодня является  низкая степень информированности населения о местонахождении служб, связанных с  оказанием помощи семьям, имеющим детей, попавшим в трудную жизненную ситуацию. 

«Важно рассказать  населению о возможностях и средствах, которые  службы могут предоставить семье. Только в двух субъектах Российской Федерации объем информации достаточен и отражает имеющийся в регионе функционал. К сожалению, в ряде регионов страны отсутствует информация даже о телефонах «горячей линии» - отметила Светлана Петрова.

По мнению члена Комиссии ОПРФ по поддержке семьи, детей и материнства, - адвоката Анатолия Кучерены, оказание бесплатной юридической помощи детям – это та возможность, которую нужно дать детям, которые оказываются в сложной жизненной ситуации. Я буду выходить  с инициативой создания  такой площадки, рабочей группы на базе нашей Комиссии с привлечением  юристов для оказания такой помощи, когда речь идет о сложных случаях с отобранием детей из семьи. Это отдельная тема, требующая особого внимания общественников. Нас поддержала Московская коллегия адвокатов, в эту рабочую группу могут войти психологи, врачи и другие эксперты. Принцип будет простой: мы разместим на сайте информацию и соберем адвокатов, которые готовы заниматься этой проблемой».

Член Комиссии ОП РФ по поддержке детей, семьи и материнства Юлия Зимова остановилась на нескольких инициативах общественников, направленных на совершенствование механизма отобрания детей из семьи.

«Одна из этих инициатив – вести видеофиксацию процесса отобрания детей. Эта мера поможет в разрешении вопросов о нарушении прав семьи. Кроме того, соответствующая видеозапись поможет родителям, когда они будут добиваться восстановления своих прав», - отметила Юлия Зимова.

Также, она рассказала о других предложениях общественников, в частности о создании  реестра  лиц, в первую очередь родственников, которые могли бы забирать к себе оставшегося без надзора ребенка, чтобы он не попал в специальное учреждение, а был передан близким людям. Соответствующая база данных должна находиться в распоряжении сотрудников МВД России.

По итогам круглого стола было принято решение о том, что все сформулированные предложения по усовершенствованию процедуры отобрания детей, по совершенствованию положений Федерального закона от  24.06.1999г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" будут направлены в Государственную Думу Российской Федерации, Министерство труда РФ.

Поделиться