Общественная палата
Волгоградской области

Сегодня, Понедельник

26 Августа, 2019 г.

Татьяна Гензе: «Мы должны проводить более тщательный анализ причин и условий возникновения коррупции»

23 Июня 2016, 15:08

Сегодня, 23 июня, состоялось заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции, которое провел вице-губернатор Волгоградской области – руководитель аппарата губернатора Виталий Лихачев. 

В работе координационного органа приняли участие руководители правоохранительных, надзорных ведомств региона, председатель Общественной палаты Волгоградской области, а также представители профильных комитетов.

Инициатором внесения в повестку заседания вопроса по противодействию коррупции в сфере образования стала Общественная палата Волгоградской области.

Председатель Общественной палаты Волгоградской области Татьяна Гензе выступила с докладом на тему: «О принятии дополнительных мер по противодействию коррупции в сфере образования на территории Волгоградской области».

Татьяна Гензе:

- Развитие образования – наиболее значимое направление для развития общества.  Всестороннее, гармоничное развитие личности является приоритетным направлением деятельности нашего государства и Волгоградской области.

Право на получение образования каждым россиянином заложено в Конституции РФ.

Соответственно, каждый гражданин рассчитывает на получение качественных знаний, начиная с дошкольного образования и до послевузовского.

Качество и объем полученных знаний и социальных навыков в системе образования, во многом влияет на формирование последующей жизненной позиции гражданина, его отношение к закону, формирует понятие «законности», «справедливости».

Ни для кого не секрет, что коррупция – явление не новое, она существовала ранее, трансформировалась с изменением социально-экономического строя и условий жизни населения, существует и в настоящее время. Необходимость того, что с  коррупцией необходимо бороться, понимают все. 

Коррупционные проявления можно встретить во всех сферах нашей жизни, но, по моему мнению, наиболее опасно ее проявление в системе образования.

Поскольку я являюсь председателем Общественной палаты Волгоградской области, то в своем докладе обозначу факторы, которые, по мнению граждан, общественных организаций,  должны быть учтены в программе  «О принятии дополнительных мер по противодействию коррупции на территории Волгоградской области  в сфере образования».

К сожалению, почти каждая российская и волгоградская семья  встречается с проявлениями коррупции в системе образования во всех ее звеньях, начиная с дошкольного образования и заканчивая послевузовским.

Не секрет, что для получения места в дошкольном образовательном учреждении для ребенка, его родители становятся в очередь почти с момента его рождения и это, не смотря на комплекс мер, предпринимаемых на территории Волгоградской области по полному обеспечению детей местами в детских дошкольных образовательных учреждениях.

К сожалению, действующее законодательство, не предусматривает необходимость получения места в детском садике для ребенка рядом с его местом проживания, а место для ребенка предоставляется из наличия свободных мест в районе проживания семей Волгоградской области. Отсутствие возможности перевода из одного сада в другой по причине переезда семьи, это не частые факты, но они имеют место.  Обменом места  в детском саду занимаются родители. Как пример: путевка в сад получена в Краснооктябрьском районе, переехала семья на Спартановку.  Ответ Департамента образования Волгограда - ничего страшного – дорога прямая, транспорт ходит, а то, что утром везти ребенка через половину города в любое время года, не у всех молодых родителей есть машины и возможность ехать на такси. Считаем, что перевод ребенка из одного дошкольного учреждения в другое, должен сопровождаться органом образования.

Так же, за  предоставление места в детском садике рядом с домом, а не за 3-4 квартала от него, за получение места в благоустроенном садике с квалифицированным персоналом, родителям предлагается оказать «спонсорскую» помощь на благоустройство садика и его территории, на ремонт помещения, на приобретение методических пособий и развивающего материала.

Не секрет, что качество образования, которое получают наши дети в школах, может отличаться.

Естественно, любой родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок получил хорошее среднее образование, получил тот объем знаний и навыков, которые позволят ему продолжить обучение в высшем учебном заведении.

За поступление ребенка в школу с высоким рейтингом,  квалифицированным составом педагогов, с высоким качеством преподавания школьных дисциплин, родителям предлагается оформить спонсорскую помощь.

После поступления ребенка в школу, родителям школьника предлагается оказать финансовую помощь в проведении ремонта в школе и классной комнате, на благоустройство школы и пришкольного двора, на иные нужды учебного заведения, при этом, чаще всего, ссылаясь на решение родительского комитета, а иногда, даже предлагается сдать деньги на приобретение школьных учебников.

К сожалению, еще дают и берут взятки за поступление в ВУЗы, а далее, в ходе обучения, уже студенты сталкиваются с ситуацией, когда либо с них «вымогают взятку», либо нерадивый студент платит за  сдачу экзамена и проставление отметки в зачетной книжке.

Существует парадоксальное явление, когда, при наличии ряда законов, ратифицированных нашим государством на международном уровне,  принятых государством на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, граждане решают возникшие проблемы при помощи финансов.

Ряд граждан «платит деньги» ввиду своей правовой неграмотности, полагая, что действительно, нужно платить за приобретение учебников для школьника, для проведения ремонта здания и помещения в образовательном учреждении, однако, есть ряд граждан осознанно нарушающих закон, поощряющих развитие и процветание коррупции в сфере образования.

Поэтому среди первой группы лиц, необходимо проводить ряд дополнительных мероприятий, направленных на информирование граждан о незаконности действий по взиманию с них платы за услуги, не предусмотренные законодательством об образовании, а со второй группой лиц необходимо применять меры воздействия иного, более жесткого характера.

Полагаю, что рассмотрение вопроса о принятии дополнительных  мер по противодействию коррупции является актуальным, а  рассмотрение на комиссии Программы взаимодействия с целью противодействия коррупции на территории Волгоградской области своевременным.

Не секрет, что явление коррупции, не только в сфере образования, но и в другой сфере нашей жизни носит латентный (скрытый) характер.

Действительно, дав взятку за то, чтобы устроить ребенка в садик ближе к дому, родитель вряд ли пойдет рассказывать об этом в правоохранительные органы или вышестоящему руководителю о действиях его подчиненного по вымоганию денег.  Вряд ли родитель школьника, сдавший деньги на проведение ремонта здания и школы будет требовать полного отчета о потраченных денежных средствах, даже если его и вынудили «в добровольном порядке» сдать деньги. И, естественно, студент, заплативший за проставление в зачетной книжке оценки за сданный экзамен, вряд ли обратится в правоохранительные органы по данному факту.

Следовательно, необходимую помощь в противодействии коррупции на территории Волгоградской области возможно получить только при взаимодействии с населением и НКО, общественными организациями.

1. При отсутствии информации о фактах коррупции в области образования, невозможно выявить причины ее возникновения,  определить условия, способствующие ее существованию,  определить ее характер и масштаб, а соответственно,  невозможно определить и применить весь комплекс мер для устранения коррупции.

В связи с этим, считаем, что должен быть налажен не периодический, а постоянный сбор и анализ  сведений о коррупционных фактах в сфере образования, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским образованием.  При этом, сбор информации должен производиться у соответствующей категории и группы граждан, путем опроса, заполнения анкет, формуляров и т.д.  Такой мониторинг можно проводить именно в образовательных учреждениях.

2.Проводить среди жителей Волгоградской области разъяснительную работу о видах и качестве предоставляемых услуг в сфере образования в наиболее доступной форме, используя все возможные ресурсы – родительский всеобуч, информация на сайте школы, отделов образования. Перед совещанием мы промониторили сайты областного  комитета образования и науки, районных департаментов и  школ. Есть над чем работать, в том числе по своевременности размещения, актуальности и достоверности материала.

3.Предусмотреть способ информирования правоохранительных органов  населением Волгоградской области о фактах коррупции в сфере образования – горячая линия, телефон доверия для граждан, студентов, родителей.

4. Увеличить объем информирования населения о мерах, принимаемых в рамках борьбы с коррупцией,  о выявленных фактах коррупции в сфере образования, а также, о мерах, применяемых к лицам, уличенным в коррупции, в случае вынесения приговора судом, доводить указанную информацию до населения.

5. В рамках получения школьного образования, прививать к детям уважение к закону, необходимость его соблюдения, а также, разъяснять правовые последствия нарушения закона, в том числе и в сфере образования.

6. Проводить более тщательный анализ причин и условий возникновения коррупции в сфере образования.

В качестве одной из составляющих порождения коррупции в сфере образования, указывается невысокая заработная плата преподавателей. Соответственно оказание репетиторских услуг без оформления соответствующих документов. Стало уже нормой, когда репетиторы появляются уже в начальной школе.

8. Принятие ряд мер, направленных  на своевременную защиту прав граждан в сфере образования. В частности, создание возможности своевременно получить информацию о том, какие образовательные услуги являются платными, получить информацию о системе оценок знаний преподавателями.

9. Проведение разъяснительной работы с гражданами о способе защиты их прав и законных интересов, как потребителей услуги – образования и возможностью защитить свои права в судебной инстанции.

Не секрет, что в настоящее время, большая часть граждан не знает об указанном способе защиты своих прав и законных интересов, в судах Волгоградской области  процент рассматриваемых дел в сфере образования крайне мал.

Учитывая большую значимость данной проблемы считаем, что противодействие коррупции должно осуществляться при непосредственном участии граждан и представителей общественности. Требуется дальнейшее расширение форм общественного участия в принятии решений по повышению качества образовательного процесса. Как установлено Федеральным законом «Об образовании» право на участие  в управлении образовательной организацией  наделены не только педагогические работники, но и обучающиеся, и их родители (законные представители).

Установлены формы учета мнения указанных лиц – советы обучающихся, советы родителей, и профессиональные союзы.

На уровне образовательного учреждения открытость управления обеспечивается функционированием  управляющих, наблюдательных, попечительских советов.

Причем эти советы не должны быть декоративными, в том числе по их составу. На заседаниях  обсуждать все важные вопросы, не только основные направления деятельности, но и финансовые.

Все вышеперечисленные меры будут способствовать выработке «антикоррупционного иммунитета».

Обобщая изложенное, хочу сказать, что только постоянными совместными усилиями с жителями  Волгоградской области, органами государственной и исполнительной власти возможно, если не искоренить, то ослабить  и свести к минимуму коррупцию на территории Волгоградской области и в Российской Федерации.

Поделиться